Родриго Фоминс и Каре Каукс — победители юрмальских конкурсов

Услуги логопеда: логопед-дефектолог в Петербурге а так же объявления логопедов. .

«Юрмала» подняла много шума. Одни говорят, что фестиваль из года в год лучше, другие — что хуже. Столкновение мнений поощряется и газетами, и радио, и телевидением… В одном только все единодушны: победители фестиваля очень талантливые и перспективные певцы.
Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни в Юрмале не имеет к рок-музыке никакого отношения Это — «поп» чистой воды. И, в общем-то, можно было обойти его вниманием, если бы не одна деталь: и на «Юрмале-86», и на «Юрмале-87» первые места заняли солисты рок-групп — Родриго Фоминс («Ремикс») и Каре Каукс («Махавок»).


Факт этот весьма любопытен, поскольку даже в эстраде в лидеры вышли рок-певцы. Случайность? Стечение обстоятельств? Вряд ли. Разгадка, видимо, в том, что настоящий артист — это прежде всего личность. А индивидуальность певца в рок-музыке — чуть ли не самое главное. Вот и выходит, что на фоне причёсанных под одну гребёнку эстрадных певцов-исполнителей ярко выделяются представители рок-н-ролла.
В роке — всё «поперёк». И если ты на кого-нибудь похож, провал обеспечен. В эстраде же довольно неплохо живётся серым исполнителям… Но, впрочем, речь не об этом.
Родриго Фоминс (сценический псевдоним Иго) был известен в Латвии задолго до «Юрмалы», принёсшей ему всесоюзную популярность. Он выступал в известных группах «Корпус» и «Ливы», был одним из наиболее видных солистов в латышском хард-роке.
Так случилось, что в конце 1985 года на Латвийском радио решили создать музыкальный коллектив, ориентированный на вкусы молодёжи. Инициатором этого начинания был главный редактор музыкальной редакции, а ныне председатель Государственного комитета по культуре Латвийской ССР народный артист СССР Раймонд Паулс. В то же время в республике распалось много интересных групп, и несколько сильных музыкантов, довольно долго работавших на стезе рок-музыки, оказались не у дел. Они объединились под крышей Латвийского радио в группе «Ремикс», а солистом пригласили Иго.
За довольно короткий срок «Ремикс» в составе: Айварс Херманис — гитара, Евгений Щапов — бас-гитара, Вилнис Криевиньш — ударные, Улдис Мархилевич — клавишные — выпустил несколько долгоиграющих пластинок и записал на радио свыше ста композиций. Высокий профессионализм музыкантов позволил коллективу успешно работать над самыми разными произведениями: от джаза до эстрады. Специфика работы на радио дала возможность работать в качестве аккомпанирующего состава со многими известными эстрадными певцами Латвии. Записал «Ремикс» и много инструментальной музыки…
Вообще, этой группе выпала необычная судьба. С одной стороны, постоянная возможность работать в студии, записываться, а с другой — острейший дефицит концертной деятельности, который до недавнего времени имел место. Песни «Ремикса» постоянно звучат по радио и телевидению, пользуются популярностью. Но очевидно, что только концерт может показать музыкантам их истинную популярность, только на концерте можно проверить правильность выбранного направления творческих исканий. Этот важнейший для рок-музыки фактор группа обрела лишь недавно, перестав быть чисто студийным коллективом.
Работа на радио не помешала музыкантам создавать свою программу, где практически все композиции сочинены участниками «Ремикса». Программа состоит из произведений разных направлений — от хард-рока до музыки соул. Объясняется это тем, что музыканты пришли из разных групп и у каждого свои сложившиеся музыкальные привязанности. Одна ко такая полистилистика идёт «Ремиксу» на пользу: в коллективе рождается музыка, только ему присущая.
«Ремикс» не может пожаловаться на отсутствие популярности и внимания со стороны средств массовой информации. И, казалось бы, можно только радоваться жизни, но…
Очень обидно, что у нас до сих пор нет такого представительного фестиваля, как «Юрмала», для рок-групп. Ежегодные «Рок-панорамы» в Москве — это всё-таки скорее смотр сил, нежели соревнование. А юным рок-музыкантам тоже очень нужен июне, чтобы попасть во внимание огромной зрительской аудитории.

Музыкантов латышской группы «Ремикс» отличает высокий профессионализм, артистизм и сценическое обаяние.
— Наши записи постоянно в эфире, — говорит Иго, — благодаря этому популярность группы резко возрастает. Поначалу было лестно и приятно, но сегодня нас начинает беспокоить то обстоятельство, что мы становимся «домашними», а наши песни слишком заезженными. Они начинают надоедать слушателям, даже несмотря на большой репертуарный запас. До недавнего времени мы работали наугад, не было концертов, и мы не знали точно, понравится ли наша новая песня слушателям или нет. И в этом смысле очень плотная работа на радио нам, конечно, мешала. Реклама ради рекламы нас не устраивает.
Но работа в студии и очень много дала нам. Музыканты должны уметь, что называется, с колёс чисто и с полной отдачей записывать самые разные произведения. Это приучает к точности и вниманию, помогает оттачивать профессионализм. Но и выжимает полностью.
Победа в Юрмале, где Иго был удостоен Гран при, конечно же, повлияла на судьбу певца. Его заметили, начали приглашать на различные фестивали, конкурсы… Его имя стало привычным на страницах газет. Фомине — личность многогранно творческая. Он пишет стихи для большинства песен группы, в которых старается через «микропроблемы» выйти на проблемы общечеловеческие. Он старается, чтобы каждая строка была до предела лаконичной и в то же время несла максимум информации.
Попробовал Иго (и весьма успешно) свои силы и на новом поприще — в создании видеоклипов. Он был одним из организаторов музыкальнохудожественного фестиваля «Картинки-85», который стал ежегодным. Короче, кипучая энергия Иго находит выход и в других сферах творчества, и в этом — надежда на то, что «Ремикс» и Иго ещё заставят заговорить о себе любителей рок-музыки.
Эстонская группа «Махавок» — коллектив менее известный и более молодой. Серьёзно группа начала заниматься музыкой с 1981 года. С 1984 года коллектив работает в Эстонской филармонии. Наибольший успех пришёл к группе «Махавок» с того момента, как его солисткой стала Каре Каукс. До неё коллектив выступал с известной эстрадной певицей Марью Ляник, что обуславливало репертуарную политику — основная ориентация делалась на шлягерную музыку. Каре принесла в «Махавок» свежие идеи, новые планы.
Победителям «Юрмалы» можно позавидовать — сразу, одним махом, они сделали себе имя на всю страну. Но вместе с тем нет никаких гарантий, что о них не забудут, что они не превратятся в «звёзд» республиканского значения, и не более того. Как этого избежать? На этот вопрос «Юрмала» ответа не даёт.
До работы в группе Каре пела джаз как любитель и работала секретарём-машинисткой, но рок-н-ролл всё изменил. А «Юрмала-87» дала молодой певице имя и популярность.
— В целом у меня хорошее впечатление от фестиваля, — говорит Каре. — Конкурс дал мне большой опыт и хорошую рекламу. Конечно, было довольно непривычно работать с большим оркестром, всё звучало не так, как с маленьким составом. Ведь я всё-таки привыкла больше петь с группой…
Музыку всех песен, которые исполняет «Махавок», сочиняют сами музыканты. Группа много гастролирует, участвует в теле- и радиопередачах, записан новый диск-гигант. Надо отметить, что «Махавок» довольно быстро становится популярным в стране. Творческий разбег, взятый группой в очень короткий срок, должен принести хорошие результаты. В них можно было не сомневаться, если бы не проблемы, с которыми сталкиваются многие рок-музыканты.
У группы нет своей аппаратуры, необходимо очень много играть на концертах, что (как и дефицит концертной деятельности в равной мере) отрицательно сказывается на творческом процессе. Ведь если филармоническая группа не даёт концертов, её работа практически не оплачивается. Нужна и хорошая светоаппаратура, что позволило бы артистам создать цельный концерт, ярче выявить драматургию шоу. Это не какие-то особые требования, а острая потребность работать в нормальных условиях. Потому что…
— …рок — это всё, это жизнь, — говорит Каре, — это то, что мы думаем, что говорим. Мы стараемся, чтобы молодёжь нас слушала, мы поём о её проблемах, о том, что её волнует. Всё должно быть честно… и хорошо!
«Махавок» и «Ремикс» — очень разные группы. Поставили их в один ряд солисты, которые победили на «Юрмале». Но важно, что эти коллективы роднит стремление к правде, честности, к свободе творчества, любовь к нестареющему рок-н-роллу.
Сегодня, в период демократизации и гласности, есть надежда на то, что юрмальский конкурс с каждым годом будет всё более демократичным. Что он. будет обеспечивать нашей эстраде постоянный приток новых интересных исполнителей. Ведь в самой идее этого фестиваля заложен заряд для постоянного движения вперёд. Вперёд к «звёздам»!

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Послесловие — последнее слово автора перед тем, как суд читателей вынесет свой приговор его книге. Конечно, ничего уже не изменишь — что сделано, то сделано, но раз есть такая возможность, надо ею воспользоваться.
Создание книги — дело долгое и трудоёмкое, а время летит неумолимо, и, конечно, многое из того, что написано на страницах, вами прочитанных, уже изменилось или меняется. Поэтому имеет смысл привести кое-какие новые (относительно) сведения о рок-группах, которые попали в эту книгу.
Большие изменения произошли, например, в жизни «Машины времени». Группа много и успешно гастролирует за рубежом, работает над выпуском очередных дисков-гигантов, новой концертной программой.
Член Союза композиторов СССР Александр Градский побывал в США. Практически все записи, сделанные музыкантом до перестройки, выпущены фирмой «Мелодия», а сам Александр дебютировал в Большом театре Союза ССР в качестве оперного певца в «Золотом петушке» Римского-Корсакова.
Стас Намин организовал в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве музыкальный центр, который объединяет большое количество коллективов. Там же осуществляется запись фонограмм групп, которые не имели раньше такой возможности. Стас Намин выступает как продюсер этих коллективов. Заключены первые соглашения с американскими фирмами о выпуске пластинок с советской рок-музыкой. Группа «Парк Горького», входящая в центр, побывала на гастролях в США.
«Автограф» по-прежнему много гастролирует за рубежом, но, увы, практически нет концертов этой группы в Союзе.
Зарубежные слушатели хорошо воспринимают отечественный «металл»: с успехом выступил в Испании «Круиз», а вслед за ним — «Чёрный кофе». Похоже, подобные выезды будут продолжены.
Композитор Юрий Чернавский организовал экспериментальное объединение, где «выращивает» потенциальных «звёзд» рок- и поп-музыки. В «Рекорде» занимаются всем: от пошива сценических костюмов и производства аппаратуры до съёмки видеоклипов и записи фонограмм.
Группа «Браво» побывала на гастролях в Финляндии, где у неё вышла пластинка. По отзывам прессы, выступления прошли с большим успехом. То же самое можно сказать и о поездке в Польшу.
Удачно и много выступает «Бригада С», также выезжавшая за рубеж — на фестиваль в Польшу.
В общем, можно сказать, что у всех групп, о которых рассказывалось в этой книге, дела обстоят неплохо. Необходимо отметить, что растёт популярность таких групп, как «Наутилус Помпилиус», «Калинов мост», «ДДТ», «Облачный край», и других. Не работая в филармониях, эти коллективы тем не менее успешно конкурируют с «профессионалами», и их аудитория растёт день ото дня. Однако, несмотря на все эти успехи, нельзя сказать, что все проблемы решены и судьба рок-н-ролла легка и удачлива. Отнюдь. По-прежнему группы мучает постоянный дефицит аппаратуры, отсутствие должного внимания со стороны радио и телевидения, не хватает хорошо организованных фестивалей, конкурсов, нет так необходимой рекламы. Да и бюрократы и чинуши не собираются сдаваться и только и ждут момента, чтобы перейти в контрнаступление. Словом, всё не так просто, как хотелось бы…
Вот потому-то тема для разговора и остаётся открытой. Необходимо самое пристальное, заинтересованное внимание к явлению рок-музыки, необходима информация. Пусть будет всё честно и открыто. Пусть будет гласность. А время рассудит, кто прав и кто ошибался.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.