Группа «Браво»

.

ретро восьмидесятых, или «браво» — всегда на «бис»
…Славно, когда талантливая группа оправдывает возлагавшиеся на неё надежды. Очень уж часто приходится разочаровываться. Группа «Браво» все надежды оправдала, причём с лихвой. Был ли уверен в этом Евгений Хавтану когда рассказывал о своей группе летом 1987 года? Видимо, да.

Одним из самых интересных рок-фестивалей в последние годы была, бесспорно, московская «Рок-панорама-86», организованная Гагаринским РК ВЛКСМ и газетой «Московский комсомолец». На ней было представлено большое количество профессиональных рок-групп, играющих самую разную музыку в диапазоне от кантри до хэви-метал. Но подлинной сенсацией этого праздника рока стало выступление единственной непрофессиональной группы «Браво». Она завоевала два главных приза «Рок-панорамы» — зрительских симпатий и за лучшее шоу. Через несколько месяцев группа «Браво» уже работала в Московской областной филармонии со своей программой.


Столь блестящую карьеру в мире рок-музыки делали очень немногие. Группу тут же «нашли» телевидение, радио, вышел диск-гигант, не забывает «Браво» и пресса. Словом, музыка группы пришлась по вкусу всем. Такое попадание в десятку довольно редко встречается даже среди «китов» рок-музыки, а потому заслуживает отдельного разговора.
— Группа начала репетировать в сентябре 1983 года, — рассказывает руководитель «Браво» Евгений Хавтан. — В её состав вошли непрофессиональные музыканты, объединённые любовью к музыке 50—60-х годов. Нам кажется, что именно в то время все идеи, присущие настоящему року, были наиболее ярко и искренне представлены в песнях советских и зарубежных музыкантов.
Вначале мы пытались играть какую-то смесь хард-рока и фанки собственного сочинения. Узкому кругу наших слушателей это нравилось. Но в 1983 году, когда во всей нашей рок-музыке наступил определённый кризис, вызванный в первую очередь политикой запретов, которая распространялась практически на все коллективы, хотелось уже чего-то свежего, нового. Я стал сочинять инструментальные пьесы, которые мы и пытались исполнять.
Месяца через два после создания группы к нам пришла солистка — Жанна Агузарова, которая принесла свои идеи, написала несколько текстов сама и познакомила нас с творчеством американского поэта Уильяма Джей Смита, которое пришлось всем по душе. В январе 1984 года мы создали новую программу из песен в стилистике ретро, с которой и дебютировали в дискотеке в Крылатском. Там собрались любители рока из Москвы и Ленинграда, и наше выступление очень понравилось. Зрители долго аплодировали и кричали: «Браво!» Так у нашей группы появилось название.
После нашего выступления в Москве распространились слухи, что есть такая группа «Браво», которая играет какую-то необычную музыку, но всё это очень здорово и весело плюс ко всему неплохо поёт девочка-солистка. Мы начали играть по разным клубам, много работали для студенческой аудитории, но, поскольку тексты песен были не залитованы, у нас возникало довольно много трудностей. Поэтому мы были одними из первых, кто пришёл в Московскую рок-лабораторию и стал во главе движения столичного самодеятельного рока.
Огромную роль в нашей жизни сыграла «Рок-панорама-86», где мы выступили удачно. Это был мощный импульс для дальнейшего творчества уже в качестве профессионалов. Потом мы выступили на рок-фестивале в Вильнюсе, где получили приз за самую интересную программу…
Какую же всё-таки музыку исполняет коллектив? Думаю, термин «ретро», хотя и достаточно ёмкий, тем не менее не совсем подходит к песням «Браво». Это не реставрация забытых мелодий и не стилизация под музыку отцов и старших братьев, хотя такой момент, конечно, в определённой мере присутствует в творчестве группы. Видимо, мелодии Евгения Хавтана (он автор всей музыки, исполняемой «Браво») в синтезе с текстами Уильяма Джей Смита, Арсения Тарковского, молодого московского поэта Владимира Степаненкова и солистки Жанны Агузаровой возводят непосредственность, доходчивость и жизнерадостность шлягеров тех времён на новый уровень — уровень восприятия молодых людей конца 80-х годов. Отсюда — и костюмы, и манера поведения на сцене, и звучание, не обременённое электроникой.
Из года в год растёт слава и популярность Жанны Агузаровой, которая начинала свою творческую карьеру под псевдонимом Ивонна Андерс. Это внесло некоторую путаницу в среде знатоков рок-н-ролла. Но теперь всё встало по своим местам… Жанна, пожалуй, самая яркая, самая экстравагантная певица на нашей сцене. И одна из самых перспективных…
«Браво» — это всегда очень весело и беззаботно. Группа смотрится солнечным зайчиком на сумеречном фоне нынешних лидеров рок-н-ролла. В её репертуаре нет песен о том, как всё плохо и тяжело, зато в изобилии оптимизм, который вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне. И это не от недостатка творческой смелости, а просто по «складу мысли и души». И это очень здорово. Браво!
Вместе с тем в песнях «Браво» присутствуют и элементы «новой волны», блюза, реггей и других стилей, которые понятны и близки сегодняшней молодёжи. С другой стороны, композиции «Браво» — твисты, шейки, буги — очень хорошо принимаются, по вполне понятным причинам, и взрослой аудиторией. Музыканты из «Браво» сознательно стараются использовать минимум инструментов последнего поколения. Они считают, что сейчас за электроникой и грохотом «металла» теряется чистота рока, не имевшего ничего общего в своих истоках с коммерческим массовым искусством. Главное, чтобы была мелодия и был задор.
«Браво» — группа концертная, то есть во главу угла творчества музыкантов ставится прямой контакт с публикой, а не студийная работа. Действительно, эти поклонники первых рок-н-роллов могут «раскачать» любую аудиторию.
В галстуках-«селёдках», бабочках, стильных брюках и тёмных узких очках они смотрятся очень весело. Но, конечно, самое большое внимание обращаешь на солистку — Жанну Aгyзарову. В итоговом хит-параде 1986 и 1987 годов в газете «Московский комсомолец» Жанна отстала всего на несколько голосов от Аллы Пугачёвой, намного опередив своих более именитых коллег. Её голос — сильный и чистый — легко создаёт кружева мелодии. Жанна прекрасно двигается, танцует, словом, выполняет обязанности лидера шоу-группы на все сто процентов. Но нельзя сказать, что только она единственное действующее лицо театральной части во время выступлений «Браво».
Все члены коллектива лихо «дают твиста и шейка», не прерывая своих насыщенных музыкальных партий. И всё это происходит настолько весело, заразительно и жизнерадостно, что кажется, будто музыканты играют исключительно в собственное удовольствие, а публика — это их близкие друзья и знакомые, которые чувствуют себя в гостях у музыкантов из «Браво» как дома. Видимо, это и есть признак профессионализма. К слову скажу, что у всех членов коллектива «Браво» есть музыкальное образование. Но думается, что в рок-музыке всё-таки, кроме образования, необходимо и изучение и понимание дела, которым занимаешься, и полная самоотдача. Только в таких условиях музыка найдёт поддержку у зрителей.
«Браво» никогда не жалуется на вялость, «замороженность» своих поклонников. Например, во время гастролей в Ленинграде в Доме молодёжи приключилась такая история. Каждый раз, выступая в городе на Неве, «Браво» приглашает участвовать в своей программе двух ленинградских танцоров, которые по своему мировосприятию и внешнему облику близки музыкантам. Их роль в концерте заключается в том, что во время «Ленинградского рок-н-ролла» они выскакивают из зала на сцену и «выдают» головокружительные па на радость публики. Но на выступлениях «Браво», как уже говорилось выше, царит весьма непринуждённая атмосфера, и когда зрители увидели, что двое «стильных» молодых людей выскочили из зала на сцену и лихо там отплясывают, за ними тут же последовало ещё человек пятьсот, жаждущих разрядки для ног. Музыкантов чуть не смели, досталось и аппаратуре. В следующий раз пришлось принимать превентивные меры безопасности. Но тем не менее концерт «Браво» — это всегда праздник добрых друзей.
Надо сказать, что довольно значительная часть молодёжи увлечена музыкой и модой в духе ретро. На концерты «Браво» собираются молодые люди, одетые по моде пап и мам, то есть так, как и сами музыканты. Но кроме этого, они слушают старые пластинки «на костях», которые были распространены в пятидесятые годы, магнитофонные записи они «крутят» исключительно на аппаратах типа «Романтик» и так далее. Это, конечно, игра. И думается, не самая плохая.
Одежду эти молодые люди покупают в комиссионных магазинах или ищут по бабушкиным сундукам, что довольно дёшево. Стригутся под бокс или полубокс за 40 копеек, что тоже не обременительно, но в конечном результате имеют довольно импозантный внешний облик. Можно сказать, даже красивый. И всё-таки стержнем этого увлечения является музыка.
Однажды во время гастролей за десять минут до начала концерта выяснилось, что забыли в гостинице костюмы солистки и бас-гитариста. Тут же, в зале, среди поклонников старых ритмов нашлись практически все элементы сценических костюмов. Музыканты их одолжили на время выступления, и никто ничего не заметил, что свидетельствует о демократичности творчества «Браво»…
— Я думаю, — говорит Евгений Хавтан, — что, если бы сейчас с экранов телевизоров зазвучала музыка, которая была модной два-три десятка лет назад, она бы пользовалась огромной популярностью. В те годы, на мой взгляд, был самый высокий подъём нашей эстрады. Из рассказов родителей знаю, что в каждом дворе танцевали под «Чёрного кота», да и на танцах тоже. Сейчас же на дискотеках молодёжь танцует (как исключение) под композиции наших только самых модных групп, в основном же звучит западная музыка. Почему так получилось? Думаю, каждое поколение композиторов должно объясняться на одном языке с молодёжью, а когда этого не происходит, сразу образуется огромный разрыв, который и заполняется чем придётся. И только в последнее время наметился подъём, и главное сегодня — не загубить дело на корню.
Группа подготовила программу, которая состоит из песен, близких по музыке к шлягерам 30—40-х годов. «Браво» в отличие от других коллективов пользуется методологией великого классика применительно к музыке: старается понять настоящее, разобравшись в прошлом. Это отражается на всех компонентах программы, включая световое оформление. Музыканты из принципиальных соображений стараются не использовать «дискотечных» цветов: красного, жёлтого, зелёного. Они стремятся к скромности и лаконичности, которая заключается, но их мнению, в чёрно-белой гамме…
Популярность, которой сейчас пользуется «Браво», позволяет надеяться на появление постоянного лидера у значительной части молодёжной аудитории. В ото верят и сами музыканты.
* * *
Недавно мы узнали, что Жанна Агузарова в очередной раз покинула группу «Браво» и в настоящее время выступает с новым ансамблем, который аккомпанирует ей на концертах. Пожелаем успеха талантливой вокалистке!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.