Чёрный кофе

.

«Чёрный кофе» — совсем юная группа. Юная и жутко популярная. Как-то удалось этим молодым музыкантам за рекордно короткий срок внедриться в группу лидеров хард-н-хэви, укрепиться там и даже перегнать многих из апостолов «металла». Что ж, талант всегда пробьёт себе дорогу. Даже сквозь металлические стены бюрократизма.

…Сколько раз музыковеды предрекали «металлу» скорую и бесславную кончину? И не со-счи-та-ешь! Феномен популярности хэви на первый взгляд совершенно необъясним. С одной стороны, железный консерватизм в музыке, в сценическом имидже «металлистов» при полном отсутствии свежих идей; все новации — в быстроте передвижения пальцев по гитарному грифу. С другой — количественный рост армии поклонников «тяжёлой музыки» и появление десятков новых групп, играющих хард-н-хэви. Шутка ли сказать: на московской «Рок-панораме-87» из полусотни выступивших групп более половины (I) играли (или пытались играть) «металл».
Справедливости ради надо отметить, что восторг определённой части публики вызвали не более трёх-четырёх коллективов. Но даже среди этих «хромированных» команд выделялась группа «Чёрный кофе». А выделиться в потоке «горячего металла», когда группы похожи, как близнецы, композиции — как две капли воды, «героические» позы музыкантов на сцене — как элементы в обязательной программе фигуристов, и всё вкупе — на зарубежные видеоклипы, — выделиться в таких условиях, прямо скажем, очень непросто. И всё-таки «Чёрный кофе» в этом деле преуспел.
У этой группы, как и у всех других, есть масса поводов для сомнений и неудовлетворённости, но на что коллектив не может пожаловаться, так это на отсутствие популярности. Каждое выступление «Чёрного кофе» проходит при переполненных залах; боевики группы прочно занимают верхние строки в музыкальных хитпарадах, а пластинка «Переступи порог» не залёживается в магазинах. Звучат композиции этой группы и на радио, и на телевидении. Словом — успех.
Но кто мог предположить подобное ещё пару лет назад, когда «Чёрный кофе» лихо давал стране «металла» на «непрофессиональной» сцене и не помышлял о большем, чем сам факт концерта. Хоть где-нибудь, хоть не часто…
Именно в этот момент группа попалась на глаза опытному продюсеру и режиссёру Ованесу Мелик-Пашаеву, который известен по работе с такими группами, как «Машина времени», «Воскресение», «ЭВМ», «Альфа», «Динамик». Он поверил в коллектив и пригласил участвовать в своей программе. Был трудный период становления на профессиональной сцене. Но «Кофе» выдержал, не в пример многим своим коллегам, попавшим в «свет юпитеров» после долгих «подвальных» будней.

Итак, «Чёрный кофе» — одна из самых популярных групп сегодняшнего дня. Как же ей удалось в столь короткие сроки взобраться на «металлический» Олимп? Ведь по этой «тяжёлой» музыкальной дороге идёт не один десяток рок-групп. «Металлический» бум всё ещё продолжает нарастать…
Прежде всего нужно отметить неординарные вокальные данные лидера группы Дмитрия Варшавского. Его голос силён и резок и как нельзя лучше соответствует музыке хэви. А для «металла» сильный вокал — половина успеха.

Музыку «Чёрный кофе» (автор большинства композиций Дмитрий Варшавский) отличает, как ни парадоксально, мелодизм. Это ещё раз доказывает, что «металл» «металлу» рознь. Взять хотя бы композиции «Листья» или «Владимирская Русь». Они полны самого настоящего лиризма! Может быть, именно поэтому песни пользуются популярностью у самой широкой аудитории, а не только у поклонников хэви-метал. Возможно, что это и есть будущее «металла»? Ведь на нынешнем уровне развития этого музыкального направления у нас в стране наблюдается некоторая тупиковая ситуация. «Металл» достиг среднеевропейского уровня и… остался на этом уровне. А застой в этой самой динамичной музыке смерти (творческой) подобен. Впрочем, любые предсказания в искусстве напоминают гадание на кофейной гуще. Поживём — увидим…
Как чашка чёрного кофе утром, взбадривают и остальные композиции этой группы: «Переступи порог», «Светлый металл» и другие. Публика на концертах, мягко говоря, не скучает: здесь и аплодисменты, и крики, и, конечно же, целые стада «коз» (своеобразная комбинация из пальцев — признак любви к хэви-метал). Энергия, которой заряжены все песни группы, возвращается к музыкантам через реакцию публики под тем же «напряжением». Это закон любого рок-концерта. Но именно благодаря полному контакту сцена — зал группа пережила немало неприятных моментов. В чём только её не упрекали: и в развязности, и в музыкальной безграмотности, и в пропаганде чуждой нам культуры. Были и разгромные статьи (как же без этого!), и отмены гастролей, и другие лишения. Всё было. Но музыканты выдержали и сумели доказать свою жизнеспособность на нашей сцене. Вот уж где пригодился подвальный опыт.

Успеху группы способствовал и в большой степени выход долгоиграющей пластинки «Переступи порог», в которую вошли практически все боевики «Чёрного кофе». Это был первый диск с записями «металлической» музыки, выпущенный фирмой «Мелодия». Событие в своём роде революционное и потому породившее новую волну дебатов на тему «льзя» или «нельзя». Время доказало, что «льзя»…

Популярность группы можно объяснить ещё и тем, что «Чёрный кофе» с момента своего создания, с непрофессионального детства, так сказать, играл «тяжёлую» музыку. Музыканты, не в пример многим своим именитым коллегам, не меняли стиль в угоду моде. А потому творческая мимикрия, столь распространившаяся в последнее время среди рок-групп, миновала этот коллектив.
Ещё один козырь «Чёрного кофе» — это высокий профессионализм музыкантов. На концерте группа работает, что называется, на износ, каждая песня — на пределе сил, и вместе с тем — ни одной фальшивой ноты, ни одной помарки в расчёте на коллег. Особо хочется отметить Игоря Куприянова (бас-гитара, вокал), который очень хорошо смотрится на сцене, прекрасно двигается, отлично владеет и голосом и инструментом.
Любопытно, что «Чёрный кофе» уже знаком и за рубежом. В Испании у группы вышел диск-гигант и, говорят, пользуется спросом у испанских «металлистов» наравне с произведениями именитых мастеров по «металлу» из-за морей.
Группа подготовила второй диск-гигант, который обещает быть не менее интересным, чем «Переступи порог». Его выход, несомненно, обеспечит группе новые дивиденды в плане популярности. Так что можно смело утверждать, что звезда «Чёрного кофе» только восходит.
И всё бы хорошо, но всё-таки вызывает определённые сомнения будущее хэви-метал в целом, а вместе с ним и судьба группы. Дело в том, что, несмотря на воинствующую популярность «металла», это направление не оправдало возлагавшихся на него надежд. Творческий всплеск, который лет десять назад породили «Машина времени», «Високосное лето», «Аквариум» и другие ансамбли, прошёл, и практически ничего столь же яркого и самобытного за минувшие годы не появилось. И вот пару лет назад на сцене зазвучал «металл». Была в нём какая-то шокирующая самоуверенность, был свежий ветер. Но сейчас уже всем ясно, что реанимировать рок-н-ролл зарядами хэви не удалось.
И, видимо, прав Андрей Макаревич, который как-то сказал, что весь бум вокруг «металла» кончится в тот день, когда в «Детском мире» в свободной продаже появятся напульсники и шиповки. Дело в том, что «металл» — это, пожалуй, единственный жанр, который целиком и полностью принадлежит молодёжи. Не выдерживают взрослые люди этой музыки, не выдерживают… Возникает конфликт поколений, борьба, а отсюда — и популярность «крамольной» музыки. Но стоит только перед ней раскрыть все двери, как её аудитория если и не исчезнет совсем, то сократится до небольшой группы истинных знатоков и любителей «металла», которым этот «плод» сладок вне зависимости от «запретов». Думается, что останется три-четыре самых хороших коллектива, и есть надежда, что среди них будет и «Чёрный кофе».
Впрочем, что это мы всё о грустном?… Ведь без снижения популярности того или иного направления невозможен всплеск другого нового музыкального течения, невозможен общий неуправляемый в своей непредсказуемости, но закономерный прогресс всей рок-музыки, ибо она всё ещё созвучна бегу времени. И кто знает, что ждёт всех любителей рок-н-ролла в XXI веке? Может быть, такой тяжёлый «металл», что нам всем и не снился. А музыканты из «Чёрного кофе», как вы помните, ещё очень далеки от преклонного возраста… Так что будем ждать, думать, слушать и, главное — получать удовольствие. По мере возможности, конечно.
Кто-кто, а уж рок-музыканты прекрасно знают, что нет в роке готовых рецептов, нет панацеи от ошибок и просчётов и очень большую роль играет интуиция. У «Чёрного кофе» она явно есть…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.